Задача президента по снижению стоимости жилья на 20% выполнима

Согласно 600-му указу Президента РФ, до 2018 года стоимость квадратного метра жилья должна быть снижена на 20 процентов за счёт увеличения объёма ввода квартир экономического класса. Однако эксперты ОНФ отмечают, что его стоимость с 2013 года в среднем по стране, наоборот, увеличилась на 13%. Поставленной цели планировалось достичь за счёт запуска в 2014 году программы «Жильё для российской семьи», но непродуманный механизм по выкупу инженерной инфраструктуры не позволил реализовать её должным образом.
Разработать специальную программу для решения жилищного вопроса семей со средним достатком предложил президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин, назвав её «Жильё для российской семьи». Предполагалось, что к концу 2017 года будет построено 25 млн кв. метров жилья экономического класса. Всего предполагалось обеспечить новыми квартирами 463 тысячи семей. Однако темпы реализации программы почти сразу же стали сильно отставать от графика, и уже в начале 2017 года Счётная палата РФ признала ее провальной. На 1 июля этого года введено в эксплуатацию лишь 1,3 млн кв. метров жилья эконом-класса из изначально запланированных 25 млн кв. метров, то есть всего 5%. Конечно, такой объём не смог никак повлиять на снижение стоимости квадратного метра.
«Программа «Жильё для российской семьи» должна предоставлять гражданам возможность получить квартиры по цене, зачастую существенно ниже средней рыночной в регионе. Это снижение гарантировано специальным механизмом выкупа объектов инженерно-технического обеспечения, который для застройщиков, однако, оказался слишком обременительным как по финансовым, так и по временным затратам, в результате чего они не считали участие в программе выгодным для себя», — говорит руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков.
Предполагалось, что так называемые специализированные общества проектного финансирования, создаваемые Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), будут приобретать у застройщиков объекты инженерно-технического обеспечения, введенные в эксплуатацию в строящихся домах по программе, с последующей передачей их ресурсоснабжающей организации в целях дальнейшего выкупа. Разработанный механизм оказался, по мнению многих застройщиков, достаточно сложным и непрозрачным. К концу 2016 года были заключены всего лишь 35 предварительных договоров купли-продажи и аренды объектов инженерно-технического обеспечения на 2,8 млрд рублей. Очевидно, что такой объём не смог существенным образом повлиять на успешную реализацию программы. Кроме того, необходимые средства в итоге так и не были предоставлены, и объекты не были выкуплены.
Помимо этого, в конце 2016 года изменился и сам механизм выкупа объектов инженерно-технического обеспечения. Теперь вместо специализированных обществ проектного финансирования выкупать объекты должны были сами ресурсоснабжающие организации (РСО), на которых возложили, по сути, функции финансовых институтов. Так, РСО должны иметь долгосрочный рейтинг по классификации хотя бы одного из ведущих рейтинговых агентств (Standard&Poor’s, Fitch, Moody’s) и не ниже суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации по международной шкале, сниженного на одну категорию. На данный момент такой кредитный рейтинг имеют только 5 из более чем 11 тысяч ресурсоснабжающих организаций по стране. В итоге ключевой механизм реализации программы стал ещё менее востребованным, а застройщики и вовсе перестали за свой счет возводить инженерную инфраструктуру из-за отсутствия гарантий её выкупа.
Эксперты отмечают, что несмотря на окончание программы «Жильё для российской семьи» в конце этого года, никакой замены её пока не планируется – правительство делает ставку, в основном, на развитие ипотеки и другие меры фрагментарного характера. Кроме того, Минстроем России принято решение в дальнейшем отойти от использования термина «жильё экономического класса» и начать применять термин «стандартное жильё» с изменением соответствующих параметров. Такой законопроект уже обсуждается в настоящий момент в Госдуме. Эксперты Центра отмечают, что неясным остаётся, как в таком случае будет исполнено поручение 600-го указа президента, которым предусмотрено увеличение объёма ввода жилья именно экономического класса.
«С самого запуска программы механизм государственно-частного партнёрства не был должным образом проработан. В свою очередь, застройщики в участии программы не были заинтересованы, так как отсутствовали чёткие гарантии по выкупу инженерной инфраструктуры. При этом, уже сейчас у правительства есть действительно положительные практики такого партнёрства – например, заключение концессионных соглашений по выкупу коммунальной инфраструктуры. Этот же механизм можно было использовать в том числе и при реализации программы «Жильё для российской семьи». Поэтому мы считаем, что правительству нужно проработать все возможные варианты и способы, чтобы исполнить поручение президента и дать возможность российским семьям со средним достатком решить свой «жилищный вопрос»», — считает Виктор Рожков.
Дополнительно:

Комментарии запрещены.